Экология, человек, общество



Загадки «Старого парка»

Чтобы увидеть Зевса, египетские пирамиды и камень вечности, советуем отправиться не в дальние страны, а в поселок Кабардинка Краснодарского края.

О «Старом парке» в поселке Кабардинка, что под Геленджиком, я впервые услышала от художника Никаса Сафронова. Он с восхищением говорил о том, что нигде в мире не видел ничего подобного. Ведь именно здесь, в одном месте собрано несколько эпох и континентов. «Может быть, немного сумбурно, но очень интересно», — сказал тогда Сафронов.

Да и сам создатель парка — личность загадочная. Александр Алексеев, будучи журналистом и писателем, на рубеже веков резко меняет направление деятельности. И создает… бюст Вольтера из мрамора. И еще несколько скульптур. Хотя до этого он и резака в руках не держал. А затем возникла идея строительства галереи цивилизаций, своеобразного культурного центра.

— Все просто, — объясняет Александр. — Я писал книги по истории и философии, но они оказались невостребованными. Поэтому решил свой внутренний мир трансформировать в этот центр различных культур — так наглядней, что ли.

Но из чего же создавать красоту? Александр и тут не растерялся. Он разработал и запатентовал формулу раствора, который застывая имитирует камень. И организовал производство этого материала.

Входим в парк. Между деревьев горделиво восседает египетский Сфинкс, рядом пирамида, каменный мост, а вот маковка православной церкви, античный храм — почти такой же, какой я видела в горах Сицилии, только в миниатюре…

— Ни в Египте, ни в Италии, ни в других странах я никогда не бывал, — удивил Алексеев. — С тех пор, как начал возводить парк, я из Кабардинки ни ногой — просто нет времени.

Неподалеку струится вода — здесь расположена целая система фонтанов, причем совершенно разных по стилю.

— Раньше на месте парка был огород с помидорами, — говорит Александр. — Идею создания центра культур я вынашивал давно, и когда родители умерли, превратил их усадьбу в «центр всех цивилизаций».

Путь нам преградил сфинкс, он «охраняет» построенную рядом пирамиду.

— Начал я с Древнего Египта, — продолжает мастер. Мы заходим внутрь. И от звука его голоса воздух вдруг сильно завибрировал. — На стенах решил изобразить все сферы деятельности этого народа. В центре — весы, на которых после смерти боги взвешивают душу человека. Если она легче перышка, он попадает в рай. Духовная жизнь египтян получилась, а вот приступив к земной, я остановился — стало сильно скакать давление. Поэтому роспись не окончена до сих пор.

В античном храме восседает Зевс. Его колено сильно затерто — видимо, оно особенно нравится посетителям. Над головой главного бога есть фраза «Все из тебя истекает». Это обращение к Зевсу. Но это и его ответ на любую просьбу человека.

На стенах и другие эпизоды из «Илиады»:

— Человеческая история — война, а Троянская была первой историей раздора, описанной в полном объеме, — объясняет Алексеев. — Поэтому я выгравировал фразу ее певца, Гомера: «Всем человек насыщается: сном и счастливой любовью, пением сладостным и восхитительной пляской невинной, но не может насытиться бранью».

Оборотная сторона войны — это еще и основы правления, права. Поэтому стены изобилуют уже древнеримскими фразами, которые мы знаем и сейчас: «Благо народа — высший закон».

Обращает на себя внимание рисунок весьма прозаический. Крестьянин с плугом. Оказывается, для этого образа Алексееву позировал брат-фермер. А все греческие богини срисованы с кубанских женщин. Кстати, и гуляя по парку можно встретить умные фразы на камнях, колоннадах и даже в фонтане. И все же главное, говорит автор, не информативность, а эмоциональное восприятие пространства. В сквере нет резких углов, все тропинки закругленные.

Любимое место у туристов — камень вечности. С ним они фотографируются и «жертвуют» монетки. Есть и забавные каменные дедушки, одного назвали «Злость», а другого почему-то «Довольство».

— Я хотел создать пару — злюку и добряка, — объясняет мастер. — Но камень повел себя своевольно, и вместо последнего получился просто довольный человек.

У лиц, расположенных на дворцовой беседке со столом, уже другой подтекст. Здесь изображены 7 смертных грехов. Посетители обходят вокруг стола семь кругов с закрытыми глазами. Оказывается, в «Старом парке» есть такая примета: около какой фигуры остановишься, о таком грехе и надо задуматься.

В Домике архитектора тоже есть свой секрет. Балясина «Валькирия» в 19 веке была частью дачи крупного чиновника. Затем его усадьба стала санаторием для беспризорников, госпиталем, а в 40-е немцы разрушили ее до основания. Это место просто заросло сорняком, и только в 2000-х уникальный архитектурный элемент извлекли и украсили им Дом.

Целая история горцев рассказывается в предметах интерьера Дома Кавказа. Здесь есть домашняя утварь, картины и коллекция старинного оружия, экспрессивно развешенного по стенам здания. Ружье было раньше целым произведением искусства — с позолотой, с перламутром, украшенное самоцветами. Это статус мужчины. Да и сейчас оно стоит как неплохой автомобиль. Марокканское, индийское, балканское, турецкое — это только свидетельство того, что интересы всех этих стран пересекались на Кавказе. Посередине — склеенный из осколков кувшин с надписью «Хрупкий мир Кавказа». Именно таким его видит автор. А сам дом построен по старинной традиции — со смотровой башней, и ведущими к ней пятью пролетами. Именно в таком помещении раньше вели оборону.

Православная часовня, освященная митрополитом кубанским Исидором, поражает не только акустикой. Под ее сводами старинные, намоленные веками иконы. По словам Александра Алексеева, один из образов, поврежденных когда-то комсомольцами, сотворил чудо несколько лет назад. В парк пришел подросток, который всем хамил и ругался, подойдя к иконе, вдруг присел на одно колено и стал молиться.

А вот Дом Востока построен не по канонам. Он напоминает и испанскую Альгамбру, и иранский Исфахан, и индийский Тадж-Махал. Уникальны его своды, они похожи на сталактитовую пещеру. Алексеев сам придумал технологию, по которой их «слепили» вручную.

И «на закуску» — галерея современной живописи. Этому собранию позавидует и столичный музей. Авторы выставляются и в Эрмитаже, и в Лувре. Комната с черно-белыми картинами, объединенными названием «Боль» буквально давит на сознание, а синие и красные подсолнухи Алексея Паршкова, словно передают кубанский колорит.

— Художники, у которых я покупаю картины уже не первый год, почти не размениваются на салонную живопись. Они прогрессируют семимильными шагами, потому что знают, что мне необходимо настоящее искусство, — говорит директор, который, как оказалось, еще выступает и как меценат.

Но едва ли не поразительнее самого «Старого парка» планы его создателя: он хочет возвести настоящий театр. Ведь сейчас храма искусств нет даже в Геленджике.

Полина Фалина
фото Иван Семенец

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Туризм и отдых »


Мы в социальных сетях: