Экология, человек, общество



Прокуратура и кубанские власти в споре о принадлежности водно-болотных угодий дошли до суда

Районные суды Приморско-Ахтарского и Славянского районов Краснодарского края выносят взаимоисключающие решения о том, кому принадлежат земли водно-болотных угодий международного значения «Дельта Кубани» — Российской Федерации или муниципальным образованиям в составе Краснодарского края.

Как выяснила Экологическая Вахта по Северному Кавказу, начиная с 2010 года в Краснодарском крае идут активные судебные процессы с участием Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Приморско-Ахтарского района, Росимущества и администраций приазовских районов Краснодарского края, в чьих границах расположены ВБУ «Дельта Кубани». Поводом служит раздача земель сельскохозяйственного назначения, которые муниципалитеты считают своей собственностью, а прокуратура и Росимущество — федеральной.

Позиция администраций кубанских муниципалитетов (ВБУ «Дельта Кубани» попадает в границы трех районов — Приморско-Ахтарского, Славянского и Темрюкского) сводится к тому, что водно-болотные угодья международного значения — это не особо охраняемые природные территории (такие, как заповедники, заказники национальные и природные парки), а их охранный статус не прописан в законодательстве и потому, по их мнению, применима норма Земельного кодекса РФ о том, что распоряжаться землей, собственность которой не определена государством, имеют право органы местного самоуправления.

К примеру, администрация Приморско-Ахтарского района, пользуясь этой брешью в законодательстве, настолько рьяно взялась распоряжаться «не разграниченной собственностью», что Ахтаро-Гривенская система лиманов давно покрылась сетью больших и малых земельных участков якобы сельскохозяйственного назначения. При этом практически все эти «сельскохозяйственные угодья» почему-то оказались в водоохранной зоне Азовского моря и приазовских лиманов, а то и вовсе в их акватории (ЭкоВахта уже рассказывала о том, что за «сельское хозяйство» бурно расцвело в Ахатро-Гривенской системе лиманов).

Такая же ситуация и в Славянском районе, правда, размах раздачи водно-болотных угодий там несравнимо меньший, чем в соседнем. Однако при этом участники «земельно-правовых отношений» вовсе не скрывают истинных намерений: использовать сданные в аренду земельные участки для охоты, рыбалки и прочего досуга.

Азово-Черноморская природоохранная прокуратура же придерживается мнения — и Экологическая Вахта по Северному Кавказу его разделяет, что раздача районными чиновниками в аренду частным лицам земельных участков в ВБУ «Дельта Кубани» является незаконной. Прокуратура ссылается на федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», допускающий создание по решению федерального правительства иных категорий особо охраняемых природных территорий, кроме заповедников, заказников, памятников природы, национальных и природных парков, и указывает все на тот же Земельный кодекс РФ, гласящий, что земли ООПТ являются общенациональным достоянием.

Прокуратура утверждает, что правительство РФ, образовав в Краснодарском крае водно-болотные угодья международного значения, создало именно особо охраняемую природную территорию со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде ограничения хозяйственной деятельности и земельного оборота.

Основываясь на этой норме, Азово-Черноморская природоохранная прокуратура и Росимущество обращаются в суды с требованием о расторжении договоров аренды земельных участков, заключенных между районными администрациями и частными лицами или организациями.

Проанализированная ЭкоВахтой судебная практика говорит о том, что суды в большинстве случаев встают на сторону прокуратуры и подтверждают статус ВБУ «Дельта Кубани» именно как федеральной ООПТ.

Например, Приморско-Ахтарский районный суд своим решением от 19 декабря 2011 года лишил гражданина Гамалия право аренды земельного участка площадью более тысячи квадратных метров, прямо указав на то, что предоставление тому земельного участка в рамсарских водно-болотных угодьях «свидетельствует о нарушении требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов».

А в решении от 30 ноября 2011 года Приморско-Ахтарский райсуд не только изъял у некоего Кононова М.Б. земельный участок площадью 367 кв. метров, но и обязал его снести на нем все сооружения и постройки.

Вместе с тем, тот же райсуд в решении от 22 октября 2012 года отказал Территориальному управлению Росимущества в удовлетворении иска к администрации Приморско-Ахтарского района о признании недействительным договора аренды земельного участка с гр. Бурковой О.Б. Суд счел, что в соответствии с Рамсарской конвенцией, участницей которой является Россия, водно-болотные угодья, признанные международными, должны иметь территориальную охрану в виде природных резерватов.

Однако администрация Краснодарского края, принявшая в 1995 году Положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой, по мнению суда, не установило ни одну из допустимых в соответствии с российским законодательством категорию ООПТ, не указала ее значение (федеральное или региональное), не создала дирекцию особо охраняемой территории.

Кроме того, суд указал, что «в нарушение международных обязательств… на федеральном уровне не принято решение о создании заказника (заповедника) Ахтаро-Гривенской системы лиманов. Вследствие этого земельно-правовая документация по особо охраняемой природной территории не была приведена в соответствие с требованиями земельного законодательства РФ».

Аналогичное решение со схожими формулировками в прошлом году принял и Славянский районный суд (решение по делу №2-590/2012 от 10 сентября 2012г.), отказав Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору в иске к администрации Славянского района и гражданину Шаблыге.

То, что кубанские районные суды выносят взаимоисключающие решения по одним и тем же основаниям, является нонсенсом. Отсутствие ясного законодательного статуса водно-болотных угодий, защищаемых Рамсарской конвенцией, позволяет судам, правоохранительным и контролирующим органам как угодно трактовать их статус и принадлежность.

Земельно-правовая неразбериха, разбавленная российской коррупцией, приводит к экологической деградации рамсарских ВБУ по всей стране. Кубанскому Приазовью не повезло больше всего: здешние водно-болотных угодий представляют значительный коммерческий интерес как перспективные места добычи нефти, газа, ракушечника и водных биоресурсов, организации частных охотхозяйств, строительства рекреационных объектов.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу намерена выступить с предложением к Минприроды России и Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы о внесении дополнений в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и введении такой категории ООПТ федерального значения как водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Дмитрий Шевченко
Экологическая Вахта по Северному Кавказу

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Новости»


Мы в социальных сетях: