Экология, человек, общество



Администрация президента включает климат-контроль. Углеродный мегарегулятор начинает работу

  • Александр Бедрицкий

Одной из основных задач межведомственной рабочей группы администрации президента, которая займется координацией действий исполнительной власти в области изменения климата и устойчивого развития, станет разработка в РФ механизмов рыночного углеродного регулирования.

Президент Владимир Путин подписал распоряжение о создании «межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития» в середине декабря 2012 года, назначив ее руководителем своего советника Александра Бедрицкого.

Согласно положению, рабочая группа «является координационным органом» госполитики, связанной «с изменением климата и обеспечением устойчивого развития» для всех и вся: госструктур, общественных объединений, научных и других организаций. Ее внутренними задачами, исходя из распоряжения, являются надзор за воплощением Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, символично утвержденной президентским указом от 1 апреля 1996 года, и Климатической доктрины, принятой в 2009 году и обеспеченной планом реализации в апреле 2011 года. Внешние задачи группы — продвижение соответствующих интересов РФ, в G20, G8 и мифическом «объединении БРИКС».

Официальный представитель господина Бедрицкого Динара Гершинкова рассказала, что состав группы фактически сформирован, среди ее участников — замдиректора профильного департамента Минэкономики Олег Плужников, председатель отраслевого отделения по развитию бизнеса в сфере экологии «Деловой России» Юрий Федоров и руководитель рабочей группы по климату РСПП Михаил Юлкин.

«До сих пор диалога между бизнесом, общественными и научными кругами о климатической политике не было. Это доказывает ситуация, возникшая с Киотским протоколом: так и непонятно, приняли отрицательное решение или решение просто не стали принимать. Давно пора понять: проблемы изменения климата и устойчивого развития — это вопросы не экологии, а экономики. Также это не вопрос газо- и нефтепроводов. И пока в Минэкономики низкоуглеродным развитием занимаются полтора человека, и не появится министерства энергетики и климата, мы будем оставаться на периферии передовых тенденций», — считает господин Юлкин. Впрочем, из общественных организаций в группу на постоянной основе войдут только представители Общественной палаты. «Если в администрации захотят сделать что-то реальное, то пускай хотя бы займутся пропагандой добровольного стандарта по климату и парниковым газам — ISO 514064», — советует координатор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.

На деле создание отраслевого координационного органа в администрации президента, вероятнее всего, является логическим продолжением амбициозных намерений господина Бедрицкого выстроить внутрироссийское рыночное углеродное регулирование. Согласно плану реализации климатической доктрины, соответствующие финансово-налоговые и экономические меры до 2020 года должно разработать Минэкономики. В министерстве совместно с «Деловой Россией» уже подготовили заявку в ЕБРР с целью заручиться финансовой и экспертной поддержкой проекту. «Экономических механизмов прямой реализации политики «парникового» регулирования в принципе только два: квотирование и торговля, или «углеродный» налог», — поясняет Антон Галенович из «Деловой России». В первом случае фиксируется предельный объем выбросов, а цена устанавливается на рынке. Во втором — цена фиксированная, но ничто не гарантирует снижения выбросов или удержания их в определенных пределах, а собранные деньги идут в бюджет без всякого целевого назначения.

Оба варианта регулирования в РФ предполагают преодоление, как промышленного лобби, так и адаптацию правил игры для внутрироссийского рынка.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Аналитика»


Мы в социальных сетях: