Экология, человек, общество



Эффективность потребления ради экспорта

Правительство РФ одобрило план перехода к низкоуглеродной диете.

Глава правительства Дмитрий Медведев утвердил план действий правительства, призванный обеспечить цель не увеличить к 2020 году более чем на 75% от уровня 1990 года выбросы парниковых газов в экономике РФ. Документ предполагает среди прочего разработку долгосрочного прогноза выбросов и оценку влияния рыночных инструментов их регулирования. Актуальные академические исследования свидетельствуют: шансов «перешагнуть» за уровень выбросов 1990 года у РФ фактически нет. Стоимость их снижения на 50–75% к 2050 году не превышает издержек от изменения климата и вероятной потери роли ведущего экспортера углеводородов.

Распоряжением правительства от 2 апреля 2014 года утвержден план мер по обеспечение поставленной указом президента РФ цели — не допустить к 2050 году увеличения выбросов парниковых газов более чем на 75% от уровня 1990 года. Содержание документа, подготовленного Минэкономики совместно с крупнейшими бизнес-ассоциациями РФ в сравнении с версией, «ушедшей» в правительство, не изменилось. К концу 2014 года он, в частности, подразумевает разработку сценариев выбросов углерода до 2030 года, а к 2015 году — оценку влияния на экономику возможных рыночных мер регулирования эмиссии (налоги, проектное финансирование, углеродный рынок и т. п.).

Для выполнения этого пункта плана в конце прошедшей недели был подготовлен обширный аналитический доклад: «Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации общества в России. Перспективы до 2050 года». В нем эксперты Центра по эффективному использованию энергии проанализировали результаты соответствующего моделирования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института энергетических исследований РАН, Российской академии народного хозяйства и госслужбы, Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Массачусетского технологического института.

Ретроспективный анализ опровергает общепринятое мнение о том, что главной причиной сокращения парниковых выбросов в экономике РФ кризисный спад производства и доказывает, что структурные сдвиги сыграли тут ключевую роль. Основными источниками выбросов являются секторы, слабо подверженные циклическим колебаниям конъюнктуры,- ТЭК, жилищный сектор и автотранспорт,- при падении ВВП структурный фактор относительно замедляет падение выбросов, а при росте ВВП, напротив, замедляет их рост. "Если бы в 2006–2008 годах экономика росла без перегрева (примерно на 5% в год), не стараясь воплотить еще один ложный тезис об удвоении ВВП за семь лет, то, возможно, прироста выбросов в 1998–2011 годах в России не было бы вовсе«,- утверждают эксперты.

В исследовании представлено порядка 30 различных актуализированных сценариев углеродных выбросов в РФ до 2050 года. Их большая часть исходит из того, что динамика ВВП будет умеренной (2–4% в год в 2013–2030 годах и 1–3% в 2031–2050 годах), а госрегулирование выбросов сосредоточится на действующих мерах (главным образом в сфере энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики) и новых мерах, запуск которых и предполагает одобренный правительством план.

Среди выводов с «высоким уровнем согласия» всех экспертов то, что к 2060 году выбросы от энергетического сектора (71% общего объема в РФ) выйдут на абсолютный пик (менее 11% от 1990 года), а также то, что пик добычи нефти уже фактически достигнут и ее дальнейшая добыча не будет обеспечена адекватным приростом запасов (чего, впрочем, не сказать о газе).

Инвестиции в низкоуглеродные и энергоэффективные технологии не будут отвлекать ресурсы от экономического роста (средний уровень согласия экспертов) и тормозить его при условии рыночного регулирования. Высокими же потерями ВВП, «по имеющимся ныне оценкам, которые требуют заметного уточнения», чревата лишь реализация сценариев глубокого снижения выбросов к 2050 году — на 75–80% и более.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Аналитика»


Мы в социальных сетях: