В России «позеленели» от экопроблем
Интенсивное развитие российской портовой и шельфовой инфраструктуры заставляет задуматься об экологии. По мнению экспертов и участников рынка, законодательство в сфере ликвидации аварийных нефтеразливов, ответственности собственников брошенных судов, экологических экспертиз нуждается в совершенствовании.
«Горячий» мусор
Как известно, в настоящее время Россия занимается активным освоением Арктики, обладающей значительными запасами углеводородов и представляющей значительный интерес как транзитный регион. Однако для ее успешного освоения необходимо сначала разобраться с накопленными за десятилетия экологическими проблемами.
Как рассказал в ходе 5-го Международного форума «Экология» первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, вдоль побережья Кольского залива почти не осталось неповрежденных экосистем. Большая часть ущерба экологии наносится, в том числе, заброшенными военными базами и брошенными судами и кораблями. Брошенные суда загрязняют акваторию тяжелыми металлами, уровень содержания которых в местах скопления таких судов в несколько раз превышает норму.
Проблема с очисткой акватории от брошенных судов заключается в том, что акватория залива является федеральной собственностью. К сожалению, констатировал Тюкавин, федеральная целевая программа, по линии которой должно было осуществляться федеральное финансирование соответствующих мероприятий по очистке акватории, так и не была утверждена. Помимо этого, в законодательстве не прописаны меры воздействия на собственников брошенного имущества. В итоге у правительства нет реальных инструментов для предотвращения подобных свалок.
Проблема усугубляется низкими ценами на металлолом — привлечь коммерческие структуры к утилизации брошенных судов сейчас не просто. По мнению заместителя губернатора, необходимо, в этой связи, внести изменения и дополнения в законодательство, предусмотрев механизмы государственно-частного партнерства при ликвидации свалок в море, а также предусмотреть реальную ответственность хозяйствующих субъектов за организацию «кладбищ» судов.
В противном случае Кольский залив грозит стать экологической «горячей точкой» для всего Баренцева моря.
Проблема брошенных судов актуальна не только для Мурманской области, но и для других прибрежных регионов. Например, о наличии аналогичной проблемы заявил в ходе форума представитель законодательного собрания Камчатского края. Поэтому решаться данный вопрос должен на федеральном уровне, уверены представители регионов.
В грязь лицом
Угрозы для экологии существуют не только в море, но и во внутренних водах. Так, по словам выступившей на форуме председателя комитета по экологическому образованию и связям с общественностью Совета партнеров «Санкт-Петербургская инициатива» при Минприроды РФ Вероники Тарбаевой, ряд экологов даже призывают запретить проход танкеров по реке Нева, вдоль которой расположено множество природоохранных зон. По ее словам, в Ленинградской области отсутствует региональный план по ликвидации аварийных нефтеразливов (ЛАРН), а муниципальным районам выделяется всего по 200 тыс. руб. в год на данные цели. Учения проводятся редко — 1 раз в два года. По мнению Тарбаевой, необходимо издание постановления правительства РФ, уточняющее требования к планам ЛАРН, а также создать трастовый фонд, который бы пополнялся сборами за каждую переваленную тонну нефтепродуктов. Также необходима организация волонтерских бригад на случай аварийных нефтеразливов.
Как, в свою очередь, рассказал в ходе форума представитель ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» Максим Дегтярев, существующее законодательство в области планов ЛАРН, по его мнению, не учитывает специфики работы тех же бункеровочных компаний и рассчитано на крупные морские добывающие проекты. Пройти государственную экологическую экспертизу крайне сложно, отметил Дегтярев, хотя его компании и удалось это сделать. По мнению представителя бункерной компании, законодательство в этой сфере нуждается в уточнении.
А по подсчетам Научно-исследовательского проектно-конструкторского института морского флота, которые в ходе форума привел научный сотрудник института Алексей Иванчин, в Финском заливе риск аварийного нефтеразлива составляет 0,004% или 1 случай на 100 лет. При этом объем разлива прогнозируется в пределах от 500 до 1,5 тыс. тонн. Российские аварийно-спасательные формирования, по его данным, способны обеспечить ликвидацию нефтеразлива в объеме до 5 тыс. тонн. По данным института, при этом наиболее обеспеченным бассейном в плане ликвидации аварийных нефтеразливов является Балтийский. Если принять уровень его обеспеченности силами и средствами ЛАРН за 100%, то обеспеченность западного района Арктики оценивается в 40%, восточного района — в 2%, Дальневосточного бассейна — в 25%, Каспийского — в 30%.
Виталий Чернов
- Комментарии
-
Другие материалы раздела «Аналитика»
- Депутаты хотят упростить вырубку леса под отели, заправки и скважины
- Экологи опасаются бесконтрольного уничтожения лесов.
- Нечего на море пенять…
- Раньше в Азовском море в огромном количестве водились осетр, судак и пиленгас, а теперь только хамса с таранью. Может, что-то с экологией не так? Может, суда наследили нефтью или завелся какой-то хищник? Чтобы узнать, куда делась высоколиквидная рыба, репортер краевой газеты «Кубанские новости» отправился в Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства.
- Лечение федерального масштаба
- Прямое финансирование может быть оставлено для части высокотехнологичных медуслуг.
- Эффективность потребления ради экспорта
- Правительство РФ одобрило план перехода к низкоуглеродной диете.
- В России «позеленели» от экопроблем
- Интенсивное развитие российской портовой и шельфовой инфраструктуры заставляет задуматься об экологии. По мнению экспертов и участников рынка, законодательство в сфере ликвидации аварийных нефтеразливов, ответственности собственников брошенных судов, экологических экспертиз нуждается в совершенствовании.
- Россия движется к регулированию выбросов. Минэкономики и бизнес согласовали план мероприятий
- Минэкономики, «Деловая Россия» и РСПП пришли к согласию по проекту распоряжения правительства о плане мероприятий, призванных удержать выбросы парниковых газов в экономике к 2020 году на уровне 75% от 1990 года.
- Государство приучает бизнес к экологической ответственности
- Какие заставить предприятия эффективно перерабатывать мусор и модернизировать производственные процессы? Как контролировать вывоз бытового мусора в России? Насколько корректно ведут себя международные экологические организации, вмешивающиеся во внутренние дела государств?
- Сенегал «позеленел» от злости
- Власти африканского государства, где прочные позиции занял «Гринпис», мстят России, захватывая супертраулер «Олег Найденов».
- Умереть по собственному желанию
- Дискуссии о «хорошей смерти» продолжаются не первый год и будут волновать общество еще, видимо, очень долго.
- Продуктовые лоббисты: кто выбирает нам еду?
- Импортная и замороженная курица, растительные жиры, пиво в пластиковых бутылках. Нас постоянно убеждают в том, что эти продукты покупать не стоит. На них обрушивают гонения все, начиная с политиков и заканчивая Русской православной церковью.
- Идеальный экотандем
- Охрана окружающей среды может стать одним из важных направлений в государственной политике.
- Экологи не могут одолеть шахтеров
- Международная конференция ООН по климату не изменила приоритетов в мировой энергетике.
- Бюджет со свалки. Минфин нашел еще один источник пополнения казны — мусор
- Минприроды уже третий год пытается заставить производителей заниматься утилизацией бытового мусора от их продукции.
- Экологическая катастрофа на экспорт
- Рассчитывая подорвать нефтегазовый экспорт Кремля, Вашингтон подбросил Европе идею энергетической независимости.
- РСПП переводит углеродную стрелку. Скачок парниковых выбросов обеспечил частный извоз и дорогой общественный транспорт
- За скачкообразный рост выбросов парниковых газов в России в 2010—2011 гг главным образом ответственен автомобильный транспорт, заключается в исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и компании CCGS.
- Сточные воды потянут компании на дно. Иностранные инвесторы считают невыполнимыми требования к их качеству
- В Горках под руководством премьера Дмитрия Медведева пройдет заседание Консультационного совета по иностранным инвестициям в РФ. Главной темой станут изменения в регулировании водоотведения промышленности в городские канализации, требующие от компаний соответствия практически невыполнимым рыбохозяйственным нормативам качества воды. Вероятнее всего, под давлением бизнеса, запланированное вступление в силу новых норм с 2014 года будет отложено.
- Призрак продуктовых карточек
- Нас, граждан России, можно поздравить. В 2015 году в ряде регионов, пока в пилотном режиме, а затем по всей стране вновь введут продуктовые карточки. Об этом заявил не кто-нибудь, а министр сельского хозяйства Николай Федоров.
- Углерод спускают с небес на землю. Регулированию выбросов парниковых газов в РФ дан зеленый свет
- После года согласований президент Владимир Путин подписал указ, которым для российской экономики установлена цель выбрасывать к 2020 г «не более» 75% парниковых газов от уровня 1990 г.
- Обходной лоббизм. Минприроды готово поступиться монополией на региональных рынках отходов
- Минприроды опубликовало очередные поправки к закону об отходах — «в части экономического стимулирования» деятельности по обращению с ними, они должны быть рассмотрены на заседании у вице-премьера Аркадия Дворковича 4 октября.
- Экспорт воздуха не останется незамеченным. WWF предупреждает Россию об угрозе углеродных санкций
- Российский экспорт, являясь одним из самых углеродоемких в мире, уже в ближайшее время может серьезно пострадать от мер углеродного регулирования со стороны торговых партнеров.
- Импортеры не смогут убрать мусор
- Минприроды не хочет допускать импортеров к утилизации бытового мусора, предлагая брать с них еще и залог при ввозе товаров в Россию.
- Мусорный тупик правительства
- В правительстве прошло очередное совещание — у вице-премьера Аркадия Дворковича — об утилизации отходов, рассказал федеральный чиновник. Решение, каким будет механизм, принять снова не удалось, знает он. «Работа над поправками продолжается», — сообщил представитель Дворковича.
- Выбросы подведут под аудит. Минприроды готовит альтернативу экологическому госрегулированию
- Аудит компаний на соответствие требованиям экологического госрегулирования должен стать обязательным, следует из текста законопроекта, подготовленного Минприроды.
- Дмитрий Медведев сделал выводы из окружающей среды. Реформу экологического регулирования решено обсуждать в расширенном кругу
- Спустя месяц после совещания премьера с экспертным советом Белого дома аппарату «Открытого правительства» удалось выпустить список поручений премьер-министра, касающихся перспектив «повышения эффективности охраны окружающей среды».
- Право на производство. В РФ экологическое регулирование мешает модернизации предприятий
- Экологическая политика во всем мире является средством повышения конкурентоспособности национальных экономик. В России система экологического регулирования пока только создает препятствия для модернизации предприятий и привлечения инвестиций.