Право на производство. В РФ экологическое регулирование мешает модернизации предприятий
Экологическая политика во всем мире является средством повышения конкурентоспособности национальных экономик. В России система экологического регулирования пока только создает препятствия для модернизации предприятий и привлечения инвестиций.
Сегодня два проекта из трех с участием иностранных инвесторов не реализуются из-за того, что инвесторы не понимают российское экологическое законодательство и не хотят выполнять его абсурдные требования.
Сегодня и бизнес, и общество исключены из процесса принятия решений в сфере экологии. Между тем экологическое регулирование эффективно только в том случае, если все решения принимаются на основании компромисса между государством, обществом и бизнесом. Баланс интересов — основная идея экореформы, которую предпринимательское сообщество представило председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву на совещании в Иркутске. Это совещание положило начало диалогу по экологической повестке, хотя, конечно, до полного согласования позиций всех сторон еще далеко.
Проект комплексной экореформы был разработан год назад в ответ на продвигаемый минприроды закон о технологическом нормировании — так называемый ТНОС. Позволю себе кратко напомнить главные идеи экологической реформы. Во-первых, мы настаиваем на том, что экологическая политика должна учитывать экономические, социальные и экологические интересы. Экологическое регулирование не должно быть регулированием «сбросов, выбросов, отходов» предприятия. Нельзя производить что-то и при этом не воздействовать на окружающую среду. Но мы не можем жить, ничего не производя, без промышленности. Поэтому нужен баланс, нужны процедуры достижения согласия по поводу допустимой степени воздействия на окружающую среду. Среди механизмов, которые могут обеспечить такой баланс, — трехсторонние экологические советы. Такой совет уже успешно работает в Томске.
Во-вторых, нам нужна новая система управления качеством окружающей среды. В результате многочисленных трансформаций появились расхождения между системой управления и реальными процессами. На практике это приводит к тому, что система управления, например, не различает малые предприятия и крупный бизнес — малые предприятия должны проходить те же высокозатратные разрешительные процедуры. К различным средам обитания применяются универсальные нормы. Из-за этого отдельные предприятия вынуждены очищать сбросы от загрязняющих веществ до значений в десятки раз ниже, чем их содержание в водоемах и атмосферном воздухе. Мы предлагаем дифференцированный подход к предприятиям и к средам обитания. Если дифференцировать среды обитания, то сбросы, выбросы, отходы можно будет нормировать исходя из климатических, региональных скоростей процессов самовосстановления природы в каждой из сред обитания. Сейчас система управления не различает предприятия по объемам негативного воздействия, размерам и другим характеристикам. С одной стороны, это приводит к тому, что зачастую затраты на ее содержание превышают получаемый эффект. С другой стороны, как уже говорилось выше, от этого страдают малые предприятия.
Мы предлагаем провести реформу в три этапа. На первом этапе нужно устранить невыполнимые требования, повысить прозрачность разрешительных процедур. Уже одно это позволит снять избыточные административные барьеры, повысит эффективность регулирования и позволит высвободить до 100 млрд рублей в год. На втором этапе необходима перестройка законодательства и системы управления. Эту сферу необходимо выделить в самостоятельный блок природоохранного права, связать воедино национальные процедуры регулирования и те, которые РФ приняла на себя в рамках международных договоров. Мы проработали и подготовили основные цели, задачи, направления и методы перестройки системы. Ключевое направление на этом этапе — пересмотр функций, полномочий и ответственности власти, промышленности, общественности. Сегодня часто ответственность за плохое качество окружающей среды перекладывается на бизнес, а роль органов власти, особенно региональных, занижается. На третьем этапе мы предлагаем начать постепенное внедрение системы экологических правоотношений. По нашим оценкам, реформа может быть реализована за три года.
В действующей системе управления такая масштабная и комплексная реформа невозможна — необходимо создать новые институты и механизмы. Мы предлагаем принять программу реформирования экологического законодательства и назначить ее куратора от правительства, а также создать межведомственную комиссию с участием представителей минэкономразвития, минприроды, минпромторга, минфина и РСПП. Наконец, необходимо создать Штаб реформы под руководством зампреда правительства РФ.
Право на благоприятную экологическую среду гарантировано Конституцией России. Но право на труд и право на хозяйственную деятельность не менее важны, чем право на чистый воздух и чистую воду. Предлагаемая экологическая реформа позволит промышленности наращивать масштабы технологического обновления предприятий и повышать конкурентоспособность. И это будет происходить не в борьбе с системой экологического регулирования, как сейчас, а благодаря ей.
Андрей Елинсон, первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию
- Комментарии
-
Другие материалы раздела «Аналитика»
- Депутаты хотят упростить вырубку леса под отели, заправки и скважины
- Экологи опасаются бесконтрольного уничтожения лесов.
- Нечего на море пенять…
- Раньше в Азовском море в огромном количестве водились осетр, судак и пиленгас, а теперь только хамса с таранью. Может, что-то с экологией не так? Может, суда наследили нефтью или завелся какой-то хищник? Чтобы узнать, куда делась высоколиквидная рыба, репортер краевой газеты «Кубанские новости» отправился в Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства.
- Лечение федерального масштаба
- Прямое финансирование может быть оставлено для части высокотехнологичных медуслуг.
- Эффективность потребления ради экспорта
- Правительство РФ одобрило план перехода к низкоуглеродной диете.
- В России «позеленели» от экопроблем
- Интенсивное развитие российской портовой и шельфовой инфраструктуры заставляет задуматься об экологии. По мнению экспертов и участников рынка, законодательство в сфере ликвидации аварийных нефтеразливов, ответственности собственников брошенных судов, экологических экспертиз нуждается в совершенствовании.
- Россия движется к регулированию выбросов. Минэкономики и бизнес согласовали план мероприятий
- Минэкономики, «Деловая Россия» и РСПП пришли к согласию по проекту распоряжения правительства о плане мероприятий, призванных удержать выбросы парниковых газов в экономике к 2020 году на уровне 75% от 1990 года.
- Государство приучает бизнес к экологической ответственности
- Какие заставить предприятия эффективно перерабатывать мусор и модернизировать производственные процессы? Как контролировать вывоз бытового мусора в России? Насколько корректно ведут себя международные экологические организации, вмешивающиеся во внутренние дела государств?
- Сенегал «позеленел» от злости
- Власти африканского государства, где прочные позиции занял «Гринпис», мстят России, захватывая супертраулер «Олег Найденов».
- Умереть по собственному желанию
- Дискуссии о «хорошей смерти» продолжаются не первый год и будут волновать общество еще, видимо, очень долго.
- Продуктовые лоббисты: кто выбирает нам еду?
- Импортная и замороженная курица, растительные жиры, пиво в пластиковых бутылках. Нас постоянно убеждают в том, что эти продукты покупать не стоит. На них обрушивают гонения все, начиная с политиков и заканчивая Русской православной церковью.
- Идеальный экотандем
- Охрана окружающей среды может стать одним из важных направлений в государственной политике.
- Экологи не могут одолеть шахтеров
- Международная конференция ООН по климату не изменила приоритетов в мировой энергетике.
- Бюджет со свалки. Минфин нашел еще один источник пополнения казны — мусор
- Минприроды уже третий год пытается заставить производителей заниматься утилизацией бытового мусора от их продукции.
- Экологическая катастрофа на экспорт
- Рассчитывая подорвать нефтегазовый экспорт Кремля, Вашингтон подбросил Европе идею энергетической независимости.
- РСПП переводит углеродную стрелку. Скачок парниковых выбросов обеспечил частный извоз и дорогой общественный транспорт
- За скачкообразный рост выбросов парниковых газов в России в 2010—2011 гг главным образом ответственен автомобильный транспорт, заключается в исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и компании CCGS.
- Сточные воды потянут компании на дно. Иностранные инвесторы считают невыполнимыми требования к их качеству
- В Горках под руководством премьера Дмитрия Медведева пройдет заседание Консультационного совета по иностранным инвестициям в РФ. Главной темой станут изменения в регулировании водоотведения промышленности в городские канализации, требующие от компаний соответствия практически невыполнимым рыбохозяйственным нормативам качества воды. Вероятнее всего, под давлением бизнеса, запланированное вступление в силу новых норм с 2014 года будет отложено.
- Призрак продуктовых карточек
- Нас, граждан России, можно поздравить. В 2015 году в ряде регионов, пока в пилотном режиме, а затем по всей стране вновь введут продуктовые карточки. Об этом заявил не кто-нибудь, а министр сельского хозяйства Николай Федоров.
- Углерод спускают с небес на землю. Регулированию выбросов парниковых газов в РФ дан зеленый свет
- После года согласований президент Владимир Путин подписал указ, которым для российской экономики установлена цель выбрасывать к 2020 г «не более» 75% парниковых газов от уровня 1990 г.
- Обходной лоббизм. Минприроды готово поступиться монополией на региональных рынках отходов
- Минприроды опубликовало очередные поправки к закону об отходах — «в части экономического стимулирования» деятельности по обращению с ними, они должны быть рассмотрены на заседании у вице-премьера Аркадия Дворковича 4 октября.
- Экспорт воздуха не останется незамеченным. WWF предупреждает Россию об угрозе углеродных санкций
- Российский экспорт, являясь одним из самых углеродоемких в мире, уже в ближайшее время может серьезно пострадать от мер углеродного регулирования со стороны торговых партнеров.
- Импортеры не смогут убрать мусор
- Минприроды не хочет допускать импортеров к утилизации бытового мусора, предлагая брать с них еще и залог при ввозе товаров в Россию.
- Мусорный тупик правительства
- В правительстве прошло очередное совещание — у вице-премьера Аркадия Дворковича — об утилизации отходов, рассказал федеральный чиновник. Решение, каким будет механизм, принять снова не удалось, знает он. «Работа над поправками продолжается», — сообщил представитель Дворковича.
- Выбросы подведут под аудит. Минприроды готовит альтернативу экологическому госрегулированию
- Аудит компаний на соответствие требованиям экологического госрегулирования должен стать обязательным, следует из текста законопроекта, подготовленного Минприроды.
- Дмитрий Медведев сделал выводы из окружающей среды. Реформу экологического регулирования решено обсуждать в расширенном кругу
- Спустя месяц после совещания премьера с экспертным советом Белого дома аппарату «Открытого правительства» удалось выпустить список поручений премьер-министра, касающихся перспектив «повышения эффективности охраны окружающей среды».
- Право на производство. В РФ экологическое регулирование мешает модернизации предприятий
- Экологическая политика во всем мире является средством повышения конкурентоспособности национальных экономик. В России система экологического регулирования пока только создает препятствия для модернизации предприятий и привлечения инвестиций.