Экология, человек, общество



Премьера погрузят в окружающую среду

РСПП предлагает отменять нормы экологической нагрузки по договору.

В Иркутске, пишет «КоммерсантЪ», премьер Дмитрий Медведев сегодня проведет заседание экспертного совета Белого дома, на которое «Открытое правительство» вынесет проект экологической реформы в РФ и ее «дорожной карты». Министр Михаил Абызов и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) утверждают, что они согласованы «всеми экспертами», глава Минприроды Сергей Донской и WWF это отрицают. Вместо принятия законопроекта о технологическом нормировании промышленной нагрузки предлагается отказаться от публично-правовых отношений в части возмещения вреда природной среде, а допустимое воздействие регулировать договором властей субъектов РФ, населения регионов и бизнеса.

На встрече Дмитрия Медведева с экспертами 5 июня, на которой обсуждалось формирование «Открытого правительства», выяснилось: законопроект, запускающий реформу нормирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, не согласован, хотя это должно было произойти до 1 марта. Причиной глава Минприроды Сергей Донской называет отсутствие регламента и протокола обсуждения, что мешает фиксировать договоренности. Промышленники не готовы к публичному обсуждению проекта — это доказывает письмо министру за подписью главы РСПП Александра Шохина от 22 мая, в котором говорится: «Обсуждение экологического регулирования между министерством и РСПП с использованием СМИ вряд ли сможет сблизить наши позиции в период поиска компромиссов». При этом общие претензии к документу в РСПП не изменились.

«Закон оторван от системы модернизации промышленности. Работать не будет. Если экологические мероприятия не приносят дохода, они реализовываться не будут. Мы можем закрыть предприятия, штрафовать их, но закон должен работать», — повторил тезис трехлетней давности председатель совета директоров ОАО «НЛМК» Владимир Лисин.

Премьер-министр считает, что согласованию одного из «долгожданных», по словам господина Донского, но «неудобных» законопроектов мешают «неудобные пассажиры» в совете Минприроды.

Все участники сегодняшнего экспертного обсуждения убеждены в неэффективности и коррумпированности действующего экологического регулирования («неформальные» траты бизнеса РСПП оценивает в 100 млрд руб. в год при 24 млрд руб. официальных сборов), однако подходы к его реформированию существенно отличаются. Так, Михаилу Абызову было поручено согласовать параметры перехода на технологическое нормирование, но согласовывал он, как оказалось, реформу базовых законов. «Ее поддержали эксперты правительства и РСПП, — заявил он в конце прошлой недели. — Там есть элементы перехода на гражданско-правовые отношения. Они присутствуют в изменении правил и требований надзорных функций. Остались разногласия лишь по разделу нормирования». В том, что видение реформы РСПП согласовано «всеми экспертами», включая Сергея Донского, «Ъ» заверил один из ее идеологов, заместитель главы комитета по экологии союза Юрий Максименко. «Михаил Абызов написал письмо премьеру о том, что переработки требует все законодательство, еще пару месяцев назад», — утверждает он. Сам же господин Донской заявил «Ъ», что предложение «не поддерживает». «Во всем мире государство и общество диктуют правила игры промышленности, а у нас все с ног на голову перевернуто», — сетует и Екатерина Хмелева из WWF.

Права и обязанности физических и юридических лиц в отношении природной среды, зафиксированные Конституцией, из концепции реформы РСПП выпали, считают в ТПП, Институте экономики природопользования и экологической политики ВШЭ и WWF. Фактически предлагается освободить промышленность от возмещения вреда окружающей среде, предусмотренного принятым в 2002 году законом «Об охране окружающей среды», заменив его возмещением вреда субъектам договора — населению, государству и бизнесу. Есть и другие, не менее существенные претензии к документу.

Источник в Госдуме заявил «Ъ»: «Мы ждем итогов этой драки — либо законопроект сольют, либо мы его примем». Глава комитета Госдумы по экологии Владимир Кашин в разговоре с «Ъ» был настроен решительнее: «Системных документов, задающих направление реформе экологического регулирования, предостаточно. Проблема в том, что олигархическое лобби произросло везде — не только в РСПП, но и в правительстве и «Открытом правительстве». Для принятия законопроекта нужна твердая политическая воля. Будем подключать президента». О намерении согласовать параметры перехода с Владимиром Путиным «Ъ» неоднократно заявлял и Сергей Донской. 5 июня его поддержал Дмитрий Медведев: «Если принято решение, не нужно к этому возвращаться, вы разрушите всю административную вертикаль. Президент у нас не является частью исполнительной власти, является гарантом Конституции и должен следить за качеством законопроектов».

РСПП заручился поддержкой академиков

Предложение РСПП о запуске реформы экологического законодательства и его кодификации поддержал вице-президент РАН и глава национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ) Александр Лаверов. «Принятие закона о нормировании затормозит освоение новых источников сырьевых ресурсов и замедлит развитие регионов с высокой экологической нагрузкой, — считает он. — Реформировать действующую систему невозможно. Необходимо придать ей новый смысл, изменив основополагающую концепцию и построив отношения в сфере природопользования по модели субъектно-субъектного взаимодействия между государством, бизнесом и обществом». Однако перспектива перехода на «субъект-субъектные отношения» вызвала протест его зама. «Промышленные экологи защищают не окружающую среду, а своих работодателей от требований государства и общества. Такого нельзя допустить, — заявил «Ъ» вице-президент ЮНЕПКОМ Виктор Усов, настаивая: — Показатели качества окружающей среды нужно разрабатывать на научной основе. Чиновников к этому близко нельзя допускать. Междусобойчики нужно заканчивать. Нужен диалог, но межведомственные и межрегиональные связи нарушены».

Как Минприроды и РСПП не сошлись на переходе на наилучшие доступные технологии

Необходимость перехода к технологическому нормированию нагрузки на окружающую среду признают и чиновники, и эксперты, и бизнес. Отталкиваются они от практики ОЭСР, которой воспользовались все страны, столкнувшиеся с вынужденной необходимостью качественного промышленного рывка. Принципиально в видении Минприроды и РСПП отличаются условия, параметры и сроки такого перехода. Министерство, ссылаясь на поручения властей, стратегические документы и согласованный с ОЭСР план действий, предлагает компаниям начать готовиться, чтобы достичь соответствия требованиям к 2021 году. В РСПП же настаивают на переработке всех основных законов, законодательном закреплении экологической амнистии, закрытии фактических данных о выбросах, а уже потом — на запуске технологического нормирования.

На время реформы РСПП предлагает продлить срок действующих разрешений на сбросы и выбросы на 10 лет. Разработчик же правительственного законопроекта, глава профильного департамента Минприроды Виктория Венчикова говорит, что чиновники предлагали промышленникам перенести переходный период с 2021 на 2028 год: «Они говорят, что в 15 лет не уложатся и не хотят, чтобы их ограничивали сроками, так как конъюнктура меняется, а переход на новую систему нормирования будет стоить миллиарды». По словам госпожи Венчиковой, законопроектом компаниям предлагаются мероприятия «исходя из разумных сумм и при условии наличии прибыли, но должны выполняться жесткие критерии сокращения нагрузки — не менее чем на 30%». Разговор шел о том, что число компаний, регулируемых на федеральном уровне, будет сокращено до 150 (глава Минприроды Сергей Донской говорил о 300 компаниях). «Это крупные системообразующие предприятия, которые ответственны за половину все сбросов и выбросов в РФ. Для них предлагались переходные положения при установке счетчиков в обмен на комплексные разрешения», — поясняет госпожа Венчикова. Законопроектом предусматривается отраслевой подход к реформе нормирования: в течение каждых двух лет начиная с 2015 года подготовиться к регуляторному эксперименту должны две отрасли. Первыми в очереди оказались производители энергии и промышленного сжигания отходов, затем металлурги, нефтепереработка, нефтехимия и химпром, а замыкали список целлюлозно-бумажная отрасль и производители цемента. К 2021 году в Минприроды предполагали подготовить все необходимые подзаконные акты. «Все остальное — в рамках старой схемы», — говорит представитель министерства.

Об этом уже договаривались на «Открытом правительстве» — но не смогли решить, что будет объектом регулирования, промплощадка или конкретный источник загрязнения (на Западе промышленники тоже не хотели контролировать источники). Промышленники не соглашались и на требования к программам повышения экологической эффективности, предлагая зафиксировать пятикратный штрафной коэффициент платы за негативное воздействие на период реализации программ (вместо постоянно повышающегося). Впрочем, проект Минприроды в любом случае не станет законом прямого действия — устранить большую часть обнаруженных РСПП «дефектов и абсурдов» можно было бы в рамках подзаконных актов, полагают в ТПП.

На вопрос «Ъ», что именно не устраивает РСПП в законопроекте Минприроды, замглавы профильного комитета союза Юрий Максименко заявил: «Все от начала до конца. Нынешняя версия законопроекта сильно отличается от первого чтения (состоялось 7 октября 2011 года) и не учитывает замечаний бизнеса. Ничего, о чем говорил министр, в тексте нет». «Мы 12 раз встречались с Сергеем Донским, и он понимает, что при принятии закона будет персонально отвечать за увольнение людей с предприятий. Он этого не хочет», — пояснил господин Максименко.

Как видят экологическую реформу первые лица РФ

«Во-первых, нам нужно подготовить полноценную систему нормирования допустимого воздействия на окружающую среду. Такой законопроект сейчас готовится, и я рассчитываю на то, что к 1 октября он будет внесен в Государственную думу. Во-вторых, мы должны подготовить дифференцированную систему нормативов качества воды, воздуха и почв для каждой территории — именно дифференцированную, в зависимости от текущих условий в конкретном регионе РФ. В-третьих, мы должны стимулировать природосберегающие технологии самыми разными способами. Не могу не сказать о необходимости пересмотреть (здесь нужно просто думать о том, как это сделать правильно) систему экологической ответственности. Где-то она может быть жестче, где-то, напротив, если мы считаем, что нормативы ответственности, нормы ответственности оторваны от жизни, мы можем их подкорректировать. Главное в юридической ответственности, как известно, всегда ее неотвратимость», — заявлял Дмитрий Медведев на совещании по вопросам повышения экологической и энергетической эффективности экономики РФ 3 июня 2008 года.

«То, что наши предприятия, наша промышленность и соответственно хозяева этих предприятий получают возможность подготовиться, то есть санкции начинают действовать в увеличенном размере не сразу же, а ступенями, это, наверное, рационально. Но в то же время мы должны понимать, что, если к 2015 году, например, такого рода мероприятия не будут проведены, санкции будут весьма и весьма жесткими, ощутимыми для судьбы предприятий», — конкретизировал господин Медведев на встрече с экс-главой Минприроды Юрием Трутневым 5 ноября 2009 года.

«Практически дармовое пользование окружающей средой развращает экономику и участников бизнеса, консервирует отсталые грязные технологии и расточительные производства. Необходимо разработать и внедрить механизмы, которые побуждали бы предприятия внедрять экологически безопасные технологии и сокращать выбросы загрязняющих веществ», — требовал Владимир Путин на совещании по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической и радиологической безопасности 3 августа 2009 года.

Эксперты считают инициативы РСПП попыткой антиэкологической революции

Большинство предложений промышленников, среди которых фактическое засекречивание данных инструментального контроля загрязнений (которые, по признанию РСПП, превышают отчетные в разы) и передача полномочий Минприроды на уровень правительства, противоречат мировой практике, требованиям ОЭСР, поручениям властей 2008—2012 годов и «Основам госполитики экологического развития до 2030 года», утверждают опрошенные «Ъ» эксперты. «Не нужно все рушить и строить заново, — говорит глава профильного комитета «Деловой России» Эльдар Неверов. — Мне более близка и понятна позиция Минприроды. Важно принять и реализовать законопроект. Это позволит предприятиям переходить на критерии воздействия и технологическое нормирование (проектом предлагается заметно облегчить жизнь ответственным компаниям).

Помимо отсрочки введения новой системы норм и стимулов РСПП требует от государства обособленной промышленной экологической политики (в мировой практике она относится к ответственности компаний), указывая на «порочность» административно-командных мер. Между тем принципы ОЭСР предполагают комбинирование административных и рыночных инструментов исходя из постепенного ужесточения требований — благодаря промышленному инструментальному контролю, госмониторингу и открытым данным о текущем уровне нагрузки власти и общество могут контролировать выполнение планов компаний и их соответствие требованиям к качеству окружающей среды (поручено разработать и в РФ). «Регулирование работало бы благодаря политической воле требовать раскрытия данных, создания условий для инвестиций и устранения нарушений. Действующих законов для этого достаточно. Главная задача РСПП — дезорганизовать природоохранную деятельность, устранив надзор и контроль», — говорит директор ИЭП ВШЭ Александр Соловьянов, указывая, что данные Росприроднадзора и Роспотребнадзора фиксируют рост нарушений, выявленных благодаря внеплановым ночным проверкам предприятий, тогда как Александр Шохин и Михаил Абызов требуют их исключения.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Аналитика»


Мы в социальных сетях: