Экология, человек, общество



Незаконное строительство дороги на Лунную поляну подошло к границам Кавказского заповедника

По сообщениям туристов, побывавших на месте прокладки автомобильной дороги к элитному горнолыжному комплексу «Лунная поляна», строительство вплотную приблизилось к границам Кавказского заповедника. Городок дорожных строителей компании «Автобан-Юг» разместился на месте бывшего приюта Водопадный всего лишь в нескольких сотнях метров от границ Кавказского заповедника. Строительство ведется на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», который, наряду с Кавказским заповедником, в 1999 году был объявлен составной частью объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ», но Указом Президента Республики Адыгея №181 от 13 июля 2007 года был незаконно упразднен.

Таким образом, сбылись худшие опасения экологической общественности — уничтожение уникальных природных комплексов верховьев реки Пшеха, являющихся общемировым достоянием продолжается несмотря ни на что. Незаконность строительства этой дороги и нанесенный при этом колоссальный ущерб притом, что прошло уже полтора месяца после того, как экологические общественные организации информировали о факте незаконного строительства природоохранные и правоохранительные органы, не стали до сих пор основанием для принятия мер по пресечению данного строительства. Причина очевидна — нежелание вступать в конфликт с интересами Управления делами Президента России, руководитель которого Вадим Кожин лично курирует данное строительство, которое должно обеспечить транспортное сообщение с элитным горнолыжным комплексом «Лунная поляна», незаконно построенным на территории Кавказского заповедника.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу обратилась в органы прокуратуры, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росельхознадзора, а также в Кавказский заповедник. Ни один из указанных органов государственной власти до сих пор не предпринял мер по пресечению незаконного строительства. В ответ на обращение Экологической Вахты по Северному Кавказу были осуществлены формальные проверки, не принесшие действенных результатов.

Более-менее адекватный ответ был получен только от Кавказского заповедника.

Согласно этому ответу: «24.08.2007г. Кавказский заповедник получил извещение о согласовании в натуре границ земельного участка »Юго-западная часть Майкопского района, 1-я очередь строительства автодороги к ПНЦ Биосфера«. В ходе согласовательной процедуры заповедник отказал в согласовании, предоставив мотивированный отказ … земельные участки на территории Кавказского заповедника под строительство данной дороги не предоставлялись. Соответственно, законного строительства этой дороги по территории Кавказского заповедника быть не может. В случае попыток строительства дороги в нарушение природоохранного законодательства. Кавказский заповедник намерен принимать адекватные меры к нарушителям».

Остается надеяться, что действительно заповедник не позволит строить дорогу по своей территории. Так как трактора «Автобан-Юга» находятся уже у границ заповедника, от действий его администрации многое зависит.

Ответственность за пресечение незаконного строительства по территории участка всемирного природного наследия «Западный Кавказ», прежде всего, несет Управление Росприроднадзора по Республике Адыгея и персонально его руководитель — Георгий Козменко. Будучи осведомленным о планах строительства дороги по территории Всемирного Природного наследия, он не предпринял мер по его пресечению ни на стадии согласования, ни на стадии строительства. Допущенное правонарушение было выявлено не возглавляемым им ведомством, а общественностью. И даже сейчас, когда факт нарушения закона установлен, уголовно наказуемые действия по нарушению режима особо охраняемых природных территорий ежедневно продолжают осуществляться при попустительстве со стороны Управления Росприродназора по Республике Адыгея и ответственных (а точнее — безответственных) органов государственной власти Республики Адыгея. Республика Адыгея блюдет собственные интересы. Но почему федеральный чиновник Георгий Козменко не выполняет свои должностные обязанности, кто и что ему в этом мешает — это большой вопрос.

Не менее беззубо действуют в этой ситуации Прокуратура Республики Адыгея и Северо-Кавказское управление Ростехнадзора. Ответы, полученные Экологической Вахтой из этих ведомств, свидетельствуют о том, что они также не намерены предпринимать действенных мер по прекращению беззакония. По мнению обоих контрольных ведомств то, что происходит сейчас в верховьях реки Пшеха является «строительными работами по исправлению профиля существующей лесовозной дороги».

Тем временем, чем дальше продолжается уничтожение природы в верховьях реки Пшеха, тем острее становится угроза международного скандала вокруг нарушения Россией своих обязательств согласно Конвенции об охране приобретает все большую остроту. Центр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, обеспокоенный фактом уничтожения уникальных природных комплексов в верховьях реки Пшеха, уже направил по этому поводу официальное письмо на имя постоянного представителя России при ЮНЕСКО Владимира Каламанова. Оправдываться перед ЮНЕСКО России нечем — ситуация на территории объекта Наследия «Западный Кавказ» с каждым днем все более ухудшается.

Ситуация со строительством дороги к президентскому комплексу «Лунная Поляна» по территории Всемирного Пиродного наследия предельно наглядно показывает полное пренебрежение российскими властями сохранением природных ценностей, имеющих общемировое значение. Владимир Путин, для отдыха которого построен горнолыжный комплекс «Лунная Поляна», как гарант российской законности, был обязан изначально пресечь строительство на территории заповедника. Заповедники в России существуют не для президентских дач и элитных курортов, а для сохранения уникальных природных комплексов и объектов как общенационального достояния. Однако он не сделал этого ни тогда, когда незаконно строился горнолыжный комплекс, ни сейчас, когда к нему строится дорога. И до тех пор, пока эта стройка будет крышеваться Управлением делами Президента России, контрольные органы, боясь поднять руку на беззаконие, совершаемое от имени Президента, видимо, будут обречены на поразившую их «слепоту», не позволяющую ни одному ведомству «обнаружить» факт незаконного строительства дороги на территории Всемирного Природного Наследия.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Мониторинг и контроль»


Мы в социальных сетях: