Экология, человек, общество



Госдума в двух чтениях приняла разработанные Минприроды поправки к закону «Об охране окружающей среды», призванного к 2020 году перевести экологическое нормирование промышленности на принцип наилучших доступных технологий

Документ становится базой для запуска политики модернизации, реализацией которой займется межведомственная рабочая группа во главе с Минпромторгом.

Реальных стимулов для модернизации производств, как и гарантированного сокращения загрязнений, в нынешнем виде закон не предполагает.

Госдума выполнила одно из майских поручений президента Владимира Путина о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста и приняла вчера в итоговом третьем чтении поправки к законодательству, призванные усовершенствовать экологическое нормирование промышленности и стимулировать ее к внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). Согласование документа Минприроды с РСПП затянулось на шесть лет, достичь компромисса удалось лишь после прямого вмешательство в этот процесс Кремля (см. «Ъ» от 15 мая).

Закон в итоге получился рамочным и должен вступить в силу в 2015 году. До 2020 года чиновникам предстоит разработать более 30 подзаконных актов. Они должны конкретизировать списки регулируемых и запрещенных к эмиссии веществ (их должны сократить с 1 тыс. до 40–60), разделить компании по степени воздействия (от нее будет зависеть жесткость регулирования), разработать новую систему показателей качества окружающей среды и набор отраслевых справочников, на основе которых и будут созданы технологические нормативы.

Самым «грязным» из компаний (по оценкам Минприроды, их около 300) уже к 2016 году нужно встать на федеральный учет, к 2018 году раскрыть данные внутреннего инструментального контроля регулируемых загрязнений, а к 2019 году подготовить программы повышения экологической эффективности, в основу которой будет положена необходимость достижения технологических нормативов. Наличие программы предполагает выдачу комплексного экологического разрешения, а ее невыполнение грозит повышенными в разы штрафами, которые и являются основным экономическим стимулом к модернизации: как они, так и плата за негативное воздействие на среду должны засчитываться в пользу реализации мероприятий программы.

Эксперты, опрошенные «Ъ», считают: в нынешнем виде закон не гарантирует ни абсолютного снижения промышленных загрязнений, ни создает действенных стимулов для технологической модернизации. Закон предполагает, что плата за негативное воздействие в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ равна нулю. В Минприроды признают: норма стала компромиссом с промышленниками. Фактически, в отличие от принципа нормирования на основе НДТ, принятого в странах ОЭСР, она означает: если абсолютные объемы выбросов и сбросов растут, но компания достигает технологического норматива на единицу продукции, то ее платежи обнуляются. Хотя в Минприроды убеждают, что будут стараться достичь абсолютного снижения загрязнений через ужесточение требований к программам компаний и не дадут им возможности увеличивать эмиссию веществ первого и второго классов опасности, пока это остается лишь намерениями. "Жестких обязательств к модернизации как обязательного снижения негативного воздействия я в документе не нашел«,- отмечает Александр Багин из Центра экономики природопользования ВШЭ. Глава экологического комитета ТПП РФ Сергей Алексеев также не видит реальных «санкций и наказаний» за несоблюдение экологических требований. "Повышающие коэффициенты для большинства компаний фактической роли не играют«,- считает он. Подобного мнения придерживались и в ОЭСР, когда давали заключение на документ Минприроды, рекомендуя «значительное повышение ставок сборов» по отдельным веществам. "Система коэффициентов должна быть отменена, поскольку искажает экономически равные условия по всей стране«,- говорили там.

После принятия документа во втором чтении глава Минприроды Сергей Донской признал: «Законопроект в первую очередь нацелен не только на внедрение наилучших технологий с точки зрения снижения воздействия на окружающую среду, это ядро всех начинаний последнего времени, которое направлено на модернизацию производства». С марта 2014 года, согласно распоряжению правительства, за технологическую модернизацию промышленности стал отвечать Минпромторг, который курирует работу соответствующей межведомственной рабочей группы. Ее первое заседание запланировано на восьмое июля.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Экология, экономика и бизнес»


Мы в социальных сетях: