Экология, человек, общество



Минприроды и Минрегион поспорили из-за денег на защиту лесов

Сергею Донскому удалось отстоять право своего министерства распределять бюджетные миллиарды на тушение лесов и уход за водоемами.

Минприроды удалось отбить попытку Минрегиона получить право распределять между регионами бюджетные деньги на уход и защиту лесов от пожаров и на их тушение, а также на уход за водными ресурсами. На это, по данным «Известий», на 2014—2016 годы из бюджета будет выделено почти 80 млрд рублей (в год — по 24 млрд рублей на лесные ресурсы и 2 млрд рублей — на водные).

Распоряжение сохранить статус-кво принято и подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым на прошлой неделе.

Как рассказали в Белом доме и профильных министерствах, «перетягивание каната» между двумя ведомствами началось еще в 2012 году, и изначально перевес был на стороне главы Минрегиона Игоря Слюняева. В июле 2013 года казалось, что ведомство Донского окончательно повержено — вице-премьер Дмитрий Козак поддержал позицию их оппонентов. По его решению, уже указанные субвенции, а также субвенция на охрану и использование охотничьих ресурсов Минприроды подлежали включению в единую субвенцию. А этими бюджетными деньгами оперирует ведомство Слюняева — оно ежегодно переводит их в регионы.

Вытащить из общей суммы деньги для работы региональных подразделений Рослесхоза и Агентства по управлению водными ресурсами уже вряд ли бы удалось, поскольку они были бы «смешаны» с финансами на образование, культуру, здравоохранение и другие социальные темы, говорит федеральный чиновник. В итоге это негативно сказалось бы на защите лесов от пожаров, которые каждый год возникают в российских регионах. А ведь эти деньги рассчитаны не только на предупреждение возгораний, но и на тушение, пояснил чиновник.

— Понятно, что если перед властью будет стоять выбор заплатить зарплату учителям или каким-то образом поддержать здравоохранение, то, в общем-то, в рамках единой субвенции у них достаточно широкий маневр, чтобы сделать это в том числе за счет природных ресурсов, и в первую очередь — леса. Лес и лесное хозяйство от этого явно пострадают, — говорит собеседник «Известий».

Кроме того, объединение субвенций нарушило бы положение Лесного и Водного кодексов, где сказано, что эти деньги нельзя использовать на другие цели. Другое положение кодексов позволяет, к примеру, в случае ЧП перераспределять средства из благополучных регионов, туда, где они в данный момент нужнее. Всё это было бы невозможно, если целевое финансирование включили бы в единую субвенцию.

Представитель Рослесхоза Владимир Дмитриев подтвердил, что такой механизм действительно эффективен и применяется, если возникает ЧП. К примеру, в 2013 году режим ЧС вводился в 18 субъектах, и в части из них агентству пришлось оперативно помогать регионам, в том числе с привлеченем средств из федерального резерва.

Однако к сентябрю после обращения Минприроды к вице-премьеру Аркадию Дворковичу ситуация кардинально изменилась. В результате 20 сентября Минприроды и Минрегион провели межведомственное совещание, на котором было принято решение сохранить целевые субвенции в управлении министерства Донского. А в ноябре состоялось совещание у премьер-министра, где решение было утверждено окончательно.

Глава Минприроды Сергей Донской заявил, что итоговым результатом он удовлетворен.

— Это очень важный результат для всей системы лесного и водного хозяйства. Обе субвенции напрямую связаны с обеспечением безопасности населения и объектов экономики. В итоге в случае передачи средств в единую субвенцию в области лесного и водного хозяйства это могло бы привести к большим экологическим и экономическим рискам, — прокомментировал министр.

Источник в Белом доме рассказал, что в следующем году ситуация все же может развернуться в пользу точки зрения вице-премьера Дмитрия Козака, который предлагал влить эти средства в единую субвенцию под управление Минрегиона. С позицией Минприроды он не согласен.

— Не думаю, что это принципиально ухудшило бы ситуацию с лесами. По просьбе профильного ведомства включение этих средств в единую субвенцию отложено на год. Позднее мы вернемся к этому вопросу, — заявил федеральный чиновник.

Руководитель программы лесного отдела Greenpeace Антон Бенеславский считает, что передача «лесной» и «водной» субвенции в общий котел несет в себе большую угрозу. Он поддерживает позицию Минприроды.

— Мы сильно против. Сначала это, может, и окажется незаметно, но в будущем мы рискуем получить очень неприятную ситуацию. Власти обратят внимание на последствия этого шага тогда, когда весь лес либо сгорит, либо сгниет, — сказал Бенеславский.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Экология, экономика и бизнес»


Мы в социальных сетях: