Экология, человек, общество



«Еврохим» утратил связь с реальностью

Заявления холдинга об экобезопасности повисают в воздухе.

В минувшие выходные в Улан-Удэ прошло очередное экологическое мероприятие федерального масштаба — межрегиональная конференция «Промышленная безопасность и экология в СУЭК». Выступающие особенно напирали на стимулирование работников к ведению здорового образа жизни — видимо, подразумевая, что «экология начинается с себя».

Мероприятия подобной направленности СУЭК проводит постоянно. Это неудивительно, если учесть, что деятельность промышленной империи Андрея Мельниченко (личное состояние которого журнал Forbes оценивает в 11,4 млрд долл.) вызывает у экологов стойкое недоверие. Наверное, потому что бодрые декларации пиар-структур его предприятий о борьбе за экобезопасность далеко не всегда совпадают с реальным положением вещей.

«Мы полностью осознаем, что наши обязательства по качественному управлению, социальной и экологической ответственности неразрывно связаны и составляют фундамент обеспечения устойчиво высоких доходов акционеров». Эта фраза с сайта минерально-химической компании «Еврохим» ничего не объясняет, но о многом говорит. Практически в открытую здесь расставлены приоритеты: заботу об экологии в компании понимают, судя по всему, исключительно как средство увеличения «устойчиво высоких доходов» главного акционера Андрея Мельниченко.

То, на каком фундаменте основываются эти доходы, хорошо видно из истории со строительством «Еврохимом» в Туапсе терминала по перевалке минеральных удобрений. Но прежде чем вернуться к этой истории, нужно отметить, что меньше месяца назад жители города обнаружили, что с территории Туапсинского балкерного терминала (ТБТ) сливают в море жидкость неизвестного происхождения. Журналисты местной газеты «Ваш голос» связались с представителем «Еврохима», который ответил обеспокоенной общественности, что хотя «труба принадлежит ТБТ, но ею не пользуются, а значит — никаких выбросов быть не может». Тем не менее журналисты обратились в контрольные органы с требованием провести проверку.

Беспокойство туапсинцев легко понять, ведь до этого строительство и запуск ТБТ обернулись не только грубой «адаптацией» санитарных норм под интересы «Еврохима», но и изменением статуса самого Туапсе, а также человеческими жертвами.

В 2007 году Роспотребнадзор запретил строить терминал для погрузки на суда минеральных удобрений на территории порта, всего лишь в 500 метрах от центра города. В порту, по словам экологов, уже тогда загрязнение среды девятикратно превышало нормы. Но в 2008 году стройка началась, как утверждают экологи, без разрешения. Местные власти, надо полагать, посчитали, что горожанам ТБТ нужнее здоровья.

Чтобы построить ТБТ и избежать возможного референдума против строительства терминала, утверждает известный на Кубани эколог Сергей Витишко, власти переименовали город Туапсе в районное поселение (в городах такие стройки запрещены). Процесс, как сообщают «Новые ведомости», сопровождался обвинениями в фальсификации, так как опросы показывали, что 80% населения высказались против данной «реформы».

Ради ТБТ, утверждает Витишко, официально сократили размер санитарной зоны — с 2000 до… 20 метров. Так жители близлежащих домов получили право разделить угрозу жизни и здоровья с работниками ТБТ. А опасность, рассказывают экологи, была и остается серьезной. Пример, к сожалению, не заставил ждать.

15 марта 2010 года решили испытать ТБТ перед сдачей. Что именно грузили на турецкое судно, неизвестно. «Случился выброс ядовитой пыли. Народ хлынул в поликлиники и больницы. По одной из версий, врачам запретили ставить истинный диагноз, люди лечились от „аллергии“, на деле же — у некоторых наблюдались даже язвы на коже, удушье и пр. — рассказывал Сергей Витишко „Новым ведомостям“. — Двое из пяти рабочих ТБТ скончались. Умер также 65-летний матрос с буксира, стоявшего рядом с терминалом. Мертвых дельфинов, рыбу и чаек стали находить даже вблизи Сочи, куда они выносились течением».

Единственным последствием случившегося стало обвинение экологов, забивших тревогу, в попытке… рейдерского захвата ТБТ. Экологи и рядовые граждане не смогли ничего высудить у «Еврохима». Не помогли и многотысячные митинги.

Недавно «Коммерсантъ» сообщил, что «Еврохим» купил 20% Астраханской нефтегазовой компании (АНГК), которая владеет лицензией на эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения.

«Туапсе — это только один из примеров деятельности „Еврохима“ и Мельниченко персонально, — заявила СМИ руководитель информационного центра экологического движения Нижнего Поволжья Елена Васильева. — Можно представить, что произойдет, если такой человек придет в Астрахань. Регион и без того в прямом смысле сидит на газовой бомбе, а тут еще „Еврохим“, говоря образно, берет в руки запальный фитиль».

Газ и нефть Астраханского месторождения содержат высокую концентрацию серы, залегая в опасной близости к поверхности. «При добыче очень высока вероятность прорыва газа, и тогда это будет настоящая химическая атака, в зоне поражения могут оказаться десятки тысяч людей. Поэтому от разработки этого месторождения отказались „Газпром“, „Тотал“, „Шелл“, — прокомментировал ситуацию СМИ гидрогеолог Сергей Остроухов, специалист по ликвидации выработанных скважин в Астраханском газоносном районе. — В мире пока просто еще нет технологии, которая бы позволила без серьезного риска разрабатывать такие месторождения».

Даже «Газпром» признал, что экологическая ситуация в области на пределе, все квоты выбраны. Именно по этой причине его газоперерабатывающий завод загружен менее чем на 20% своей мощности. «Еще одного завода Астраханская область и все Нижнее Поволжье просто не выдержат, — объясняет Остроухов. — А у „Еврохима“ просто нет другого выхода, кроме как построить там новый завод, газ им нужен».

Надо полагать, знаменитая 120-метровая красавица яхта Мельниченко, построенная для бизнесмена, как писала газета «Совершенно секретно», «на германских верфях по последнему слову судостроительной науки», стоит гораздо больше, чем годовые ассигнования на экологию всех его предприятий.

Но это, как говорится, уже вопрос приоритетов.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Горячие темы»


Мы в социальных сетях: