Экология, человек, общество



Выводим пятна на чистую воду

Разливы нефтепродуктов в Цемесской бухте продолжают появляться регулярно - в среднем один раз в месяц. Печальную статистику подтверждают уголовные дела, которые заводит отделение дознания Новороссийского ЛУВДт. В нынешнем году уже зарегистрировано семь случаев разлива. Порцию соляры или мазута море чаще всего получает во время бункеровки судов. Как говорит, исходя из опыта расследований, начальник отделения дознания Василий Малуха, обычно не соблюдается технология бункеровки. Особенно грешат этим экипажи, состоящие из филиппинцев. Например, матрос должен замерять танки мерной линейкой каждые пять минут, а он меряет через десять или вообще ушел покурить... И пока крикнут «Стоп машина!», пока бункеровщик отключит систему – пожалуйста: получи, море, «подарок».

Благо «подарки» эти в основном небольшие – 50-100 килограммов нефтепродуктов. Единственным крупным разливом был прошлогодний случай, когда в марте с судна под флагом Маршалловых островов в бухту вылилось почти восемь тонн топочного мазута. Тогда объявлялся режим чрезвычайной ситуации, а ущерб биологическим ресурсам оценили в сумму свыше трех миллионов рублей.

- Топочный мазут является самым опасным, высокотоксичным загрязнителем, - говорит Василий Николаевич, - поскольку губит планктон. Кроме того, если его быстро не собрать в холодное время, он превращается в пластилиноподобную массу и до 30 процентов ее оседает на дно, где происходит вторичное загрязнение - уничтожаются водоросли, рыба. И собрать мазут со дна практически невозможно.

- Всегда ли виновные несут наказание?

- Для установления всех обстоятельств разлива отводится до десяти дней. Если виновник определен - ответственным за бункеровку является старший механик-то, опираясь на многолетний мониторинг именно этого участка бухты, нужно быстро определить размер ущерба. Необходим адвокат, перевод судовых документов на русский язык, непросто бывает прибыть к месту специалистам местной лаборатории. Хорошо, что серьезную помощь оказывают специалисты бюро переводов и нашей торгово-промышленной палаты. Портовые власти оказывают милиции полное содействие в задержании судна. Что дает возможность провести все следственные мероприятия, привлекая к расследованию большую группу специалистов из Черноморско-Азовской дирекции по техническому обеспечению надзора на море, департамента Росприроднадзора, Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра, МЧС.

Василий Малуха вспоминает, что расследования по первым разливам из-за отсутствия опыта длились долго. В качестве консультантов милиция тогда привлекала специалистов ОАО «Новошип». Сегодня опыт имеется, и виновные всегда отвечают по нашим законам. Чаще всего суды назначают наказание в виде крупного штрафа. И механик, все время, пока расследуется и слушается дело, находится на нашем берегу. И домой отправляется только тогда, когда компания заплатит штраф. Уезжают все, значит, все платят.

Матвей Прокопенко

еженедельник «Наш Новороссийск»

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «Горячие темы»


Мы в социальных сетях: