Экология, человек, общество



Дублер

Когда рядом с какой-нибудь новостройкой в Сочи спрашиваешь у прохожих, что это здесь строится? В ответ получаешь ответ: «Олимпиада». Если разобраться, то «олимпийский Сочи» и «просто Сочи» — это совсем не одно и то же, это два разных города, параллельно существующие и развивающиеся. Когда приходится общаться с чиновниками сочинской администрации, то они, как правило, в начале общения с журналистами сразу же стараются очертить границы диалога: «Если есть вопросы по Олимпиаде и олимпийскому строительству, то это не к нам». Хотя и без этих «олимпийских вопросов» у сочинских чиновников есть что спросить.

Главная проблема самой раскрученной черноморской здравницы та же, что и во всех крупных российских мегаполисах — транспортная. По оценке специалистов петербургского ЗАО «Институт «Стройпроект» (это предприятие является автором проекта строительства альтернативной магистрали — «Дублер курортного проспекта»), интенсивность автомобильного движения по автодороге М-27 (Джубга-Сочи) на участках в пределах Центрального и Хостинского районов города Сочи (по улице Виноградной и Курортному проспекту) достигает в летние месяцы тридцати двух тысяч автомобилей в сутки и более, при средней скорости движения менее 10—15 км в час. А если учесть, что протяженность этого участка достигает почти 17 км, то нетрудно сосчитать, сколько времени потребуется автомобилисту на его преодоление. Что значит стоять летом в пробках, находясь в салоне автомобиля (не у всех ведь есть еще кондиционеры), — рассказывать не надо. Но и это еще не все. Исторически вдоль ул. Виноградной и Курортного проспекта, проходящих вдоль побережья, расположено большое количество курортно-оздоровительных комплексов, баз отдыха, пляжей и мест массового отдыха . Загазованность от большого количества транспорта наносит им значительный ущерб.

Проект строительства так называемого дублера Курортного проспекта предполагает значительно разгрузить главные транспортные артерии Большого Сочи. Он включен в общую программу олимпийского строительства, однако этот проект имеет очень важное значение для дальнейшего социально-экономического развития города-курорта. Потому часть сложных задач по строительству «Дублера» (первая очередь должна быть завершена к концу 2012 года), ложится на плечи региональных властей и муниципалитета. Несмотря на то, что компенсация гражданам, недвижимость которых (а это может быть не только жилье, но и коммерческие объекты) оказалась в зоне строительства автомагистрали, будет выплачиваться из федерального бюджета, ответственность за эти мероприятия возложена на администрацию края. По информации Росавтодора, общая сумма компенсационных выплат по проекту дороги-дублера уже составила более 700 миллионов рублей, а общий объем компенсационных выплат физическим и юридическим лицам по всем строящимся олимпийским объектам Росавтодора — около 2 миллиардов рублей.

И тут далеко не все проходит гладко, ибо вынужденное переселение людей с насиженных мест всегда вызывает социальную напряженность, которая, как ни крути, затрагивает муниципальные власти, которые, естественно, всех недовольных направляют в краевую администрацию. Спать не дает по ночам грохот строительной техники — в мэрию звонят, загрязняют территорию — туда же обращаются, с переселением проблемы — тоже в мэрию жалуются. Не важно, федеральный объект строится, или нет. Мэр Пахомов собственной персоной наведывается туда, откуда SOS раздается. Как правило, систематическими нарушителями городского благополучия становятся предприятия и фирмы-подрядчики. Это их грузовики разбивают дороги на соседних со стройкой улицах, это они систематически не убирают строительный мусор со стройплощадок, это их строительная техника создает невыносимый грохот, от которого покоя нет целым кварталам. Вот как раз строителей дублера Курортного проспекта Пахомов неоднократно ставил в жесткие условия, в связи с тем, что те не реагировали на жалобы жителей соседних кварталов. В программе развития Сочи как горно-климатического курорта — задачи стоят куда более прозаические: это ремонт существующего жилья и строительство нового, развитие системы ЖКХ, ремонт и строительство объектов соцкультбыта, а также еще один не менее важный, чем вышеперечисленные, аспект — благоустройство территории.

Как отметил сочинский мэр Анатолий Пахомов в июльском докладе на сессии Городского собрания, «сфера ЖКХ остается актуальной и требующей оперативных и качественных решений». Именно в свете этого заявления в структуре ЖКХ города идет «кардинальная модернизация, какой не проводилось многие десятилетия». Как пример, в 2011 году было введено в строй столько объектов ЖКХ, сколько не строилось в городе-курорте за весь постсоветский период. В частности. Были построены и сданы в эксплуатацию магистральный канализационный коллектор и очистные сооружения в Красной Поляне, магистральные сети канализации, проведенные от поселка Кудепста до местных ОС. В Адлерском районе введен в строй водозабор «Эсто-Садок-Мзымтинский». Но одним из главных объектов, введенных в эксплуатацию в 2011 году глава города-курорта назвал газопровод «Джубга-Лазаревское-Сочи» общей протяженностью около 172 км. «Ввод этого объекта позволит не только газифицировать территорию Большого Сочи, но и улучшить стабильность сочинского энергорайона, так как одним из основных потребителей станет Адлерская ТЭС, а также здравницы города-курорта», — подчеркнул Анатолий Пахомов. Для более эффективной работы по благоустройству городской территории, придомовых участков, парковых зон к концу года муниципалитет города намерен приобрести более 40 мусоровозов и более 2 тысяч евроконтейнеров для сбора и вывоза ТБО. А в рамках «олимпийской» программы планируется строительство полигона ТБО в районе Белореченска, резервного полигона неподалеку от поселка Лоо и мусоросортировочной станции. Вместе с тем, в целях улучшения экологической обстановки был рекультивирован полигон в Адлерском районе и разработан план закрытия полигона в поселке Лоо. Надо сказать, что наряду с общественными и экологическими организациями, проблема экологии в Сочи, как одна из самых серьезных «болячек» на теле курорта, беспокоят сегодня значительную часть населения, для которого экологическая обстановка в городе и прилегающих к нему курортах — это залог не только собственного здоровья и безопасности, но и гарантии безопасного отдыха для гостей Черноморской Ривьеры. Что касается экологической составляющей дороги-дублера, то заказчик строительства — дирекция по строительству федеральных дорог «Черноморье» — озвучила, что в ходе строительства всех трех очередей новой магистрали будет вырублено порядка 13 тысяч зеленых насаждений. «Но взамен утраченных, — заявляют строители, — на близлежащей и прилегающей к строительству территории будет высажена 60 тысяч кустарников и деревьев».

Вместе с тем, в бюджет города в качестве компенсации за снос зеленых насаждений в ходе трассировки дороги-дублера ДСД «Черноморье» год назад было перечислено около 10 млн. рублей. А на последующее благоустройство и озеленение территорий в рамках строящихся олимпийских объектов Росавтодора в ближайшие 2,5 года будет затрачено более 110 миллионов. Подобные отчисления в бюджет Сочи уже делали и другие компании, строящие олимпийские объекты. Например, «Газпром» и «Интеррос», ведущие строительство горнолыжных комплексов в Красной Поляне. Они перечислили городу соответственно 2 и 3 млн. долларов. Эти средства муниципалитетом направляются на благоустройство городской территории. По данным пресс-службы администрации Сочи, за снос зеленых насаждений за период с 2010 по 2012 год в бюджет города Сочи оплачен ущерб в размере 105 431 868 рублей. А если посмотреть по годам, то статистика этих платежей выглядит так:

  • 2010 год — 58 986 805 рублей;
  • 2011 год — 28 266 530 рублей;
  • 2012 год — 18 178 533 рубля.

За два года поступления в казну сократились более, чем втрое. Из этой статистики следует, что либо вырубать стали меньше, либо платить перестали. В мэрии Сочи считают, что случаев массового сноса зеленых насаждений стало значительно меньше, а потому и платежи сократились. К тому же надо учитывать, что компании, ведущие строительные работы в районе Сочи, берут на себя еще и обязательства по так называемым компенсационным посадкам. Эти обязательства включают в себя гарантии приживаемости высаженных растений и гарантии качества работ по уходу. Через год после посадки, на основании акта проверки приживаемости и передачи на содержание зеленых насаждений, объекты компенсационного озеленения (деревья, кустарники, живая изгородь) передаются на содержание администрации города-курорта. К концу 2012 года, как сообщили «НГК» в пресс-службе администрации, управлением по охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству заключено 150 договоров компенсационных посадок на 143,5 тысячи саженца, высажено 3,5 тысячи саженцев. По 14 договорам компенсационных посадок ответственными исполнителями начаты работы, по 3 договорам составлены акты выполненных работ. Довольно крупные договоры по компенсационным посадкам администрация Сочи заключила с такими компаниями, как НПО «Мостовик», ОАО «РЖД», ОАО «КДБ», ООО «Фирма «Альпика-Сервис», ООО «Электросетьстройпроект», ООО «Энергостройинвест», ООО МСП «РОССБАН», ОАО «РЖДстрой», ООО «Промстроймонтаж», ООО «Ал Трейд», ФГУП «Кавказский ВСО» ФСБ России.

Проект строительства Центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 Федеральной автодороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала Обхода Сочи (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от улицы Земляничной до Курортного проспекта. Расчетная скорость автомобилей : 100 км/ч — на всем протяжении, 75 км/ч — в горной местности. Полос движения: 2—4. Общая протяженность — 16,21 км (в т.ч. I очередь — 5,68 км, II оч. — 5,20 км, III оч. — 5,33 км). Транспортных развязок — 8. Мостов, эстакад — 11 (из них 8 — парные). Тоннелей: двухполосных — 8 (6 из которых парные), однополосных — 1. Ввод объекта в эксплуатацию согласно олимпийскому графику — декабрь 2013 г. Проектная стоимость строительства «Дублера» к середине 2012 года составила уже более 82 млрд. рублей.

Сергей Ладожский

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «СМИ об экологии Кубани»


Мы в социальных сетях: