Экология, человек, общество



Мазутные берега Ейского курорта

Кто топит город в черном золоте?

Похоже, радужным мечтам ейчан о том, что их город превратится в курорт федерального значения, не суждено сбыться. Слишком сомнительным выглядит подобный статус для небольшого городка, в черте которого в сравнительной близости от пляжа осуществляется масштабная перевалка нефтепродуктов. Тут уж впору задуматься, как бы не повторить участь «курортного» Туапсе, который лидирует в крае по количеству онкологических заболеваний.

Спорная законность

По поводу перевалки нефтепродуктов в Ейске возмущаются уже давно. Напомним, несмотря на протесты местных жителей, строительство перегрузочного комплекса по перевалке нефтепродуктов началось еще в 2004 году. Спустя четыре года стивидорная компания ООО «Ейск-Порт-Виста» объявила о том, что опасный объект, рассчитанный на 3 млн тонн в год, уже эксплуатируется на 10 процентов от своей проектной мощности (см. «Совет Приазовья» №85 (370) от 15.07.08 г.). Собственно, в той же публикации сообщалось о том, что компания получила все необходимые документы для ввода в эксплуатацию объекта, обучила сотрудников в очередной раз и даже продумала их действия на случай аварийной ситуации при разливе нефтепродуктов.

Жители города, наконец, могли «порадоваться» тому, что «руководством компании было принято решение о расширении ассортимента переваливаемых видов нефтепродуктов с сохранением их общего объема и использованием имеющегося введенного в эксплуатацию оборудования». Под новыми видами нефтепродуктов подразумевались прямогонный бензин, керосин, автомобильный бензин, присадки к топливам и маслам. Кроме того, в начале 2008 года был введен в эксплуатацию участок перегрузочного комплекса по перевалке мазута по схеме «автоцистерна — трубопровод — технологическая насосно-стендерная площадка — нефтеналивное судно».

И вроде бы при всех потенциальных опасностях объект получался вполне безопасным, однако ейчане продолжали возмущаться, укоряя компанию в том, что нефтеперевалочный комплекс был построен противозаконно. В 2005 году действительно законность строительства объекта на территории ООО «Ейск-Порт-Виста» проверяла прокуратура, и, судя по тому, что предприятие было оштрафовано, проблемы с законом все-таки были.

Однако ни массовые протесты жителей города, ни проверки строительство остановить не смогли. А потому разрешительные документы все-таки вызывают подозрения. Впрочем, некие «случайные» совпадения наводят на вполне определенные мысли. Гендиректором ООО «Ейск-Порт-Виста» является Иларий Терсенов, а Владимир Терсенов — его отец — в тот самый период, о котором идет речь, занимал пост руководителя департамента водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края. Кстати, несколькими годами позже всплывет информация о том, что господин Терсенов-старший является еще и одним из владельцев оного предприятия. Надо отметить, совпадения удачные, и реализация проекта была вполне успешной.

Выгодный бизнес

Не успели жители Ейска свыкнуться с мыслью, что в их курортном городке функционирует нефтяной терминал, как случилась новая напасть. О своих планах по перевалке мазута заявили ОАО «Ейский морской порт» и ООО «ТТДХ». Видать, бизнес выгодный, даже несмотря на то, что подобного рода проекты на побережье Черного моря приносили бы владельцам значительно большую прибыль. Как-никак в Азовское — учитывая его мелководность, способно заходить далеко не каждое судно.

Что примечательно, в истории с ТТДХ тоже не все чисто. Изначально построенный на территории Ейского морского порта терминал предназначался для перевалки наливных пищевых продуктов — патоки и подсолнечного масла. Однако после смены собственника было решено провести реконструкцию и переоборудовать их в терминалы для перевалки нефтепродуктов. Проект такого «капитального ремонта» также вызвал гнев и новую бурю протеста со стороны граждан.

Здесь нелишним будет вспомнить о ситуации с другими терминалами — мазутным в Новороссийске и терминалом по перевалке химических удобрений в Туапсе. Их тоже строили без учета мнения местных жителей и экологов, не обращая никакого внимания на многочисленные митинги протеста, призывающие представителей власти к здравому смыслу. Так же, как и в Ейске, владельцы объектов изыскивали различные способы сокращения санитарно-защитной зоны, чтобы не тратиться лишний раз на переселение жителей из близлежащих домов. И, судя по всему, городским властям просто пришлось подчиниться тем, кто лоббировал интересы «сильных мира сего». Ниточки, надо полагать, ведут наверх.

Новороссийск и Туапсе уже давно считаются не курортными, а промышленными городами со всеми вытекающими — прямо в море — последствиями. Отдыхать на центральном пляже и купаться в черте города могут, в основном, приезжие. Среди местных таких смельчаков не отыщешь. Но вот Ейску в 2006 году официально присвоен статус курорта. Неужели теперь он будет потерян? Ведь деятельность нефтеперевалочных терминалов прямо противоречит принципам дальнейшего развития любого курорта, представляя угрозу и для жителей города, и для экосистемы.

За комментариями мы обратились к главе Ейского городского поселения Валерию Кулькову.

— «Терминал» — громко сказано. Терминалы в Новороссийске и Туапсе нельзя сравнивать с ейским, где объем перевалки нефтепродуктов гораздо меньше. Порт у нас мелководный, — сказал глава города, тем не менее согласившись, что наличие нефтеперевалочных предприятий статусу города-курорта не соответствует.

Кстати, возвращаясь к самим «игрокам», отметим, что в марте прошлого года ТТДХ приобрело у Ейского морского порта 25,5 процента акций. Аукциону предшествовали долгие споры. Дело в том, что портовое имущество, в частности, причалы, находились в долгосрочной аренде у ЕМП, а наливные емкости, расположенные на его территории, являлись собственностью ТТДХ. Таким образом, Ейский морской порт так или иначе должен был дать согласие на запуск мазутного проекта. Покупка же госпакета акций создавала весьма выгодные возможности для ведения бизнеса.

Мы не будем вдаваться в подробности всей этой борьбы за сферы влияния, но согласно информации, появившейся в июле 2012 года, Ейский морской порт планирует приобрести у ТТДХ комплекс по перевалке нефтепродуктов за 200 млн руб. (ИТАР-ТАСС). Надо полагать, это далеко не последний этап взаимоотношений крупных компаний.

Опасный враг

По результатам исследований, нефтепродукты являются самым злейшим врагом природной экосистемы. Попадая в море, они имеют свойство не только растекаться по его поверхности, но при некоторых условиях еще и оседать на глубине. Мелководному Азовскому — много и не надо. Для уничтожения его экосистемы требуется всего лишь 10 тыс. тонн нефтепродуктов. Напомним, в ноябре 2007 года в Керченском проливе в результате крупнейшей за последние десятилетия катастрофы в море вылилось порядка 1,5 тыс. тонн мазута. По оценкам разных специалистов, еще порядка 2—3,5 тыс. тонн осело на дно. Судя по всему, уничтожение Азовского моря продолжается.

Впрочем, и на суше нефтепродукты представляют собой опасность. Попадая в почву, они могут сохраняться там десятки лет. Т.е. функционирование всех нефтетерминалов представляет собой не только угрозу снижения биологической активности близлежащих территорий, но и угрозу исчезновения целого ряда видов флоры и фауны. Даже сера по сравнению с нефтепродуктами является меньшим злом.

Получается, что местные жители оказались заложниками «выгодных» проектов, которые уже запущены в действие. Кстати, мощность ООО «Ейск-Порт-Виста» составляет более 1 млн тонн в год, а производственная мощность Ейского морского порта позволяет осуществлять перевалку 5 тыс. тонн мазута в сутки. Сложно представить себе, что при функционировании данных объектов не происходят какие-либо утечки, пусть даже и незначительные. Все-таки живем в России. Кроме человеческого фактора, нарушений регламентов работ и элементарных правил безопасности, у нас есть еще и русский «авось», и его необходимо учитывать.

Потенциальную угрозу представляет и транспортировка нефтепродуктов через весь город посредством железной дороги. Опять же от аварий никто не застрахован. Случись что, не дай Бог, пострадают тысячи человек. А испарения от нефтепродуктов токсичны.

Казалось бы, экономическая выгода для городского и краевого бюджетов вполне понятна. Да все не так просто. По словам Валерия Кулькова, в настоящее время нефтеперевалкой в городе занимаются две стивидорные компании — «Ейск-Порт-Виста» и «Ейский морской порт». Но производственные объекты находятся на федеральной земле, а значит, и налоги идут не в городской, а в федеральный бюджет. Есть и другой нюанс.

— Раньше порт имел свой детский сад и жилой фонд. Сегодня этого нет, и нагрузка ложится на местный бюджет. Конечно, надо бы нам больше работать со стивидорами, чтобы они принимали участие в благоустройстве города и социальных проектах. Пока такого взаимопонимания нет, — рассказал Валерий Кульков.

Пожалуй, можно отнести к плюсам появление новых рабочих мест. Но опять-таки, как быть тем жителям, которые на вредном производстве не заняты, но каждый год ждут начала курортного сезона, потому что это и есть основная статья их дохода? Суммарно каждый год отдыхающие «привозят» в Ейск миллионы рублей. Теперь же средства к существованию теряют не только владельцы курортного бизнеса, но и старушки, с нетерпением ожидающие начала лета, чтобы сдать комнату отдыхающим. В самом деле, ну кто поедет на курорт, в котором пляжи соседствуют с нефтяными терминалами? Или пусть даже не соседствуют, но море-то одно; а слухи, как известно, распространяются очень быстро. Особенно, если имеют негативную составляющую.

Вероятно, стоит ожидать снижения цен на недвижимость, потому как жилье на нефтяном курорте особой привлекательностью не обладает — ни для россиян, ни для самих кубанцев. Кому нужно жилье в городе с таким большим железнодорожным и морским трафиком нефтепродуктов? Конечно, если речь не идет о ведении в городе успешного бизнеса.

Между тем, как выяснил «МК» на Кубани», у жителей Ейска есть законная возможность добиться повторного проведения общественных слушаний. По мнению Виталия Литвина, руководителя Краснодарского регионального отделения Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, жителям курорта можно только посочувствовать. И если объекты действительно были построены с нарушением закона и без учета мнения граждан города, необходимо провести новую общественную экспертизу.

От тяжелых экологических последствий столь бурной промышленной деятельности в Ейске никто не застрахован. Однако надежда на то, что курорт останется именно курортом и не потонет в черном золоте, все-таки есть. Лишь бы здравый смысл восторжествовал над алчностью.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «СМИ об экологии Кубани»


Мы в социальных сетях: