Экология, человек, общество



Cпутники на страже экологического благополучия Черного моря

ИТЦ «СканЭкс» и администрация морского порта (АМП) Новороссийск объявили об успешном начале совместного демонстрационного проекта по комплексному мониторингу нефтяных загрязнений Черного моря с помощью спутниковых и береговых средств.

Целью начатого в июле 2008 года проекта является отработка отечественных технологий оперативного обнаружения нефтяных загрязнений и контроля экологической обстановки в районах интенсивного судоходства в Керченском проливе, акватории порта Новороссийск и на подходных путях к нему.

На первом этапе разработан и введен в действие автоматизированный интерфейс «Космоснимки-Черное море» для оперативного доведения спутниковых данных из центра «СканЭкс» в Москве оперативным службам капитана порта Новороссийск. Новый интерфейс, созданный на базе известного геопортала Космоснимки (www.kosmosnimki.ru), работает в закрытом режиме и позволяет отображать обстановку в зоне контроля с указанием координат нахождения судов и позиционирования нефтяных сликов, обнаруживаемых при обработке данных спутниковой съемки.

Во время тестовых съемок Керченского пролива в июле 2008 года специалисты Центра «СканЭкс» обнаружили дрейф шлейфа загрязнения от затонувшей носовой части корпуса танкера «Волгонефть-139». 14 августа была завершена операция по подъему и транспортировке к месту утилизации носовой части танкера, из которой откачали 30 тонн остающегося в танках мазута. Тем самым был ликвидирован источник загрязнения.

С 20 августа начались регулярные съемки акватории порта Новороссийск и подходных путей к нему в оперативном режиме с доведением информации портовым службам через автоматизированный геопортальный интерфейс «Космоснимки-Черное море». Одновременно во время спутниковой съемки портовые службы Новороссийска документируют обстановку в акватории с помощью береговых и судовых средств, идентифицируют суда, причастные к обнаруженным загрязнениям и проводят расследования, предусмотренные международными конвенциями.

В результате первых же съемок были обнаружены нефтесодержащие пятна и после анализа данных комплексных наблюдений выявлены виновники. Один из них — следовавший в Новороссийск под флагом Панамы танкер «Расим Акар». В результате досмотра судна выявлена неисправность водоочистного оборудования. Судовладелец понес серьезные убытки из-за незапланированного вынужденного простоя судна в Новороссийске.

Капитан морского порта Новороссийск В.В. Ерыгин подчеркнул, что всепогодный космический мониторинг значительно расширил возможности и радиус зоны обнаружения нефтяных загрязнений. «Испытываемые современные космические технологии позволят улучшить экологическую обстановку не только в порту Новороссийска, но и во всем Российском секторе Черного моря. Уже сам факт возможного космического контроля заставит капитанов судов более ответственно подходить к вопросам экологической безопасности мореплавания».

Вице-президент ИТЦ «СканЭкс» Ольга Гершензон отметила, что отечественные технологий спутникового мониторинга впервые применены в повседневной практике работы оперативных служб порта Новороссийск. Специалисты Центра «СканЭкс» надеются, что передовой опыт будет использован в работе других крупных портов России. «Сегодня спутниковый мониторинг судоходных трасс уже не только передовая технология, это обязательный сервис каждого технологически развитого государства, ведущего активную торговую деятельность через морские порты», — заявила она.

Совместный проект демонстрирует, что в России созданы и доведены до эксплуатационного уровня космические технологии, позволяющие повысить эффективность оперативного мониторинга экологической безопасности судоходных трасс и портов.

Комментарии
Добавить

Другие материалы раздела «СМИ об экологии Кубани»


Мы в социальных сетях: